Перегруженность городских автомагистралей является общемировой проблемой, ведущей к снижению качества городской среды, темпов социально-экономического развития городских агломераций, увеличению количества ДТП и ухудшению экологической обстановки. Причина тому — неуклонный рост автомобилизации, в том числе и в Российской Федерации.
Оптимальным решением проблемы является применение эффективных методов транспортного планирования с разработкой динамической транспортной модели и применение интеллектуальных систем управления дорожным движением. При должной реализации такого решения возможно обеспечить равномерную загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также сформировать прогноз развития транспортной обстановки для обеспечения возможности предиктивного изменения организации потоков в местах, не имеющих стратегического значения для эффективной работы транспортной системы.
Еще один вариант доступного решения проблемы является дестимулирование использования личного транспорта. Успешная реализация такого подхода невозможна без обеспечения качественной работы общественного транспорта. Такое решение лежит не только в плоскости обеспечения работы на маршрутах современной техники или предоставления общественному транспорту выделенных полос движения, но и в оценке и удовлетворении актуального спроса на услуги пассажирского транспорта, обеспечении его эффективной системой управления, предоставлении населению удобных информационных и платежных сервисов.
Описанные выше подходы предоставят возможность удовлетворить растущую потребность населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств и повысить эффективность использования УДС, но потребуют применение самых современных технологий в области транспорта.
В международной практике проблемы перегруженности городских автомагистралей, обеспечения высокого уровня мобильности и комфорта для населения решаются благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем, способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети. Отличительной особенностью современных ИТС является изменение статуса транспортной единицы от независимого, самостоятельного и в значительной степени непредсказуемого субъекта дорожного движения в сторону «активного», предсказуемого субъекта транспортно-информационного пространства.
Технологии ИТС, имеющие наибольшее значение показателя «выгоды/затраты», должны внедряться в первую очередь. К среднесрочным можно отнести мероприятия, повышающие эффективность отдельных областей и функциональных разделов ИТС, а долгосрочные мероприятия должны быть направлены на поощрение альтернатив использования индивидуальных автомобилей и охраны окружающей среды.