Перегруженность городских автомагистралей является общемировой проблемой, ведущей к снижению качества городской среды, темпов социально-экономического развития городских агломераций, увеличению количества ДТП и ухудшению экологической обстановки. Причина тому — неуклонный рост автомобилизации, в том числе и в Российской Федерации.
Оптимальным решением проблемы является применение эффективных методов транспортного планирования с разработкой динамической транспортной модели и применение интеллектуальных систем управления дорожным движением. При должной реализации такого решения возможно обеспечить равномерную загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также сформировать прогноз развития транспортной обстановки для обеспечения возможности предиктивного изменения организации потоков в местах, не имеющих стратегического значения для эффективной работы транспортной системы.
Еще один вариант доступного решения проблемы является дестимулирование использования личного транспорта. Успешная реализация такого подхода невозможна без обеспечения качественной работы общественного транспорта. Такое решение лежит не только в плоскости обеспечения работы на маршрутах современной техники или предоставления общественному транспорту выделенных полос движения, но и в оценке и удовлетворении актуального спроса на услуги пассажирского транспорта, обеспечении его эффективной системой управления, предоставлении населению удобных информационных и платежных сервисов.
Описанные выше подходы предоставят возможность удовлетворить растущую потребность населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств и повысить эффективность использования УДС, но потребуют применение самых современных технологий в области транспорта.
В международной практике проблемы перегруженности городских автомагистралей, обеспечения высокого уровня мобильности и комфорта для населения решаются благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем, способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети. Отличительной особенностью современных ИТС является изменение статуса транспортной единицы от независимого, самостоятельного и в значительной степени непредсказуемого субъекта дорожного движения в сторону «активного», предсказуемого субъекта транспортно-информационного пространства.
Технологии ИТС, имеющие наибольшее значение показателя «выгоды/затраты», должны внедряться в первую очередь. К среднесрочным можно отнести мероприятия, повышающие эффективность отдельных областей и функциональных разделов ИТС, а долгосрочные мероприятия должны быть направлены на поощрение альтернатив использования индивидуальных автомобилей и охраны окружающей среды.
Основной целью создания ИТС является удовлетворение возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки, достижение транспортного баланса между пропускной способностью УДС и ее реальной загрузкой, обеспечение безопасности перевозок и снижение объемов выбросов загрязняющих веществ.
Главная цель интеграционной платформы ИТС (далее — ИП ИТС) — это организация взаимосвязанного функционирования всех подсистем и сервисов ИТС, как единого целого для повышения пропускной способности транспортной сети и безопасности участников дорожного движения. Платформа должна обеспечивать сбор и анализ данных интеллектуальной транспортной системы, поступающих со всех внутренних подсистем и внешних информационных систем (источников), таких как: административно-технические инспекции городской агломерации, ГИБДД, дорожные службы, такси, каршеринг и т. п.
ЗАДАЧИ ИП ИТС:
Сбор и хранение данных: ИП ИТС выступает центральным узлом для интеграции и консолидации данных, поступающих от всех подсистем и модулей интеллектуальной транспортной системы, что включает в себя автоматический сбор данных, их систематизацию и долговременное хранение для последующего использования
Агрегирование и обработка данных: Платформа осуществляет комплексное агрегирование данных, что позволяет обрабатывать как текущие, так и ретроспективные данные в целях анализа динамики изменений в транспортной системе, выявления трендов и моделирования возможных сценариев развития транспортной ситуации
Визуализация текущего состояния транспортной системы: Визуализация данных в режиме реального времени обеспечивает ответственных лиц графической информацией о состоянии дорожной инфраструктуры, инцидентах, параметрах транспортных потоков и пассажирского транспорта общего пользования в целях принятия оперативных управленческих решений
Представление данных в отчетной форме: Платформа поддерживает генерацию отчетов в соответствии с установленными стандартами и требованиями, что позволяет предоставлять информацию в удобной и регламентированной форме для анализа и принятия решений различными уровнями управления
Определение режима функционирования транспортной системы: На основе анализа текущих данных, посредством ИП ИТС определяется оптимальный режим функционирования транспортной системы. Это включает в себя как штатные, так и нештатные режимы работы, а также сценарии управления в чрезвычайных ситуациях
Корректировка работы подсистем ИТС: В ИП ИТС обеспечена возможность адаптивного управления подсистемами ИТС
Управление транспортной системой с целью максимизации индикаторов эффективности ИТС дорожной сети: Оптимизация транспортных потоков, снижение загруженности улично-дорожной сети (далее — УДС), обеспечение безопасности дорожного движения и повышение общей эффективности использования транспортной инфраструктуры
Разработка и внедрение цифровых двойников дорожной инфраструктуры
Разработка передовых инструментов сбора и обработки параметров транспортных и пассажирских потоков
Интеграция разноплановых пространственных данных в целях обеспечения транспортного моделирования
Применение последних достижений в области искусственного интеллекта и машинного зрения для мониторинга и анализа дорожной ситуации
Применение инструментов поддержки принятия решений и конструктора для автоматизации процессов сквозного межведомственного взаимодействия служб и ведомств
Использование опорной платформы ИТС «Трансфлоу» и мультивендорного набора инструментальных подсистем позволило объединить существующие, проприетарные технологии с консолидацией разрозненных данных, их обработки и обеспечения процессов единообразного управления в рамках одной платформы
Объединение в рамках ИП ИТС различных информационных блоков и ИТС сервисов, которые в физической реальности были связаны, но не имели виртуальной связи между собой сквозными процессами
Единый унифицированный инструмент управления дорожно-транспортным комплексом региона, обеспечивающий оптимизацию межведомственного взаимодействия внутри одной платформы
Интеграция и модернизация существующих подсистем ИТС региона, а также разработка и интеграция в ИП ИТС «Трансфлоу» подсистем собственной разработки
Реализация ранее недоступных в отдельных инструментальных системах, процессов управления дорожно-транспортным комплексом
Организация сбора и обмена данными между различными службами и системами управления
Проект основывается на преимущественном использовании отечественного оборудования и полностью отечественном специализированном программном обеспечении, гарантируя технологическую независимость и безопасность
Отсутствие привязки к импортным компонентам и проприетарному ПО
Проект основывается на преимущественном использовании отечественного оборудования и полностью отечественном специализированном программном обеспечении, гарантируя технологическую независимость и безопасность
Отсутствие привязки к импортным компонентам и проприетарному ПО
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА ИТС ПЕРМСКОГО КРАЯ
2008-2022
2008-2022
Задействованы на 1 уровне зрелости:
Подсистема видеонаблюдения
Подсистема метео-мониторинга
Подсистема мониторинга параметров
транспортных потоков
Подсистема светофорного управления
Задействованы на 2 уровне зрелости:
Подсистема весогабаритного контроля
Подсистема диспетчеризация НГПТП города Пермь
РНИС ПК
Подсчет пассажиропотока
Подсистема АСОП
Подсистема платного парковочного пространства
Задействованы на 3 уровне зрелости:
Статическая транспортная модель города Перми
В 2021 году завершены работы по разработке документов транспортного планирования Пермского края, включая Пермскую городскую агломерацию:
ПКРТИ Пермского края
ПКРТИ Пермской городской агломерации
КСОТ Пермского края
КСОТ Пермской городской агломерации
КСОДД муниципальных образований, входящих в состав Пермской городской агломерации
2022
2022
4 Интегрировано c ЕПУТС
1 Модернизирована
1 Упразднена
+105 новых ДТ (ГРЗ)
Подключено:
413 ДТ (ГРЗ) / 908 Видеокамер
+6 модулей
Модуль внутренних и внешних сервисов
Модуль «Цифровой двойник»
Модуль ГИС
Модуль управления
дорожными работами
Модуль электронного КСОДД
Модуль координированного
управления движением
2023-2024
2023-2024
6 Интегрировано с ЕПУТС
+172 новых ДТ (ГРЗ)
+ 162 новых ДТ (Видеоаналитика)
+ 4 видеокамер (ИВН) подключены к Видеоаналитике
+ 3 Перекрестка Регионального АСУДД
+3 модуля
Модуль управления ИТС для ЧС и ВС
Модуль управления ПТОП
Модуль эКСОТ (МТПМ)
Модуль управления парковочным пространством
+ Операционная картина ИТС
2025
2025
2 Интегрированы с ЕПУТС 1 Внедрена
+72 новых постов ДТ (ГРЗ)
+ 8 Региональных СО
+ 22 ТОИ
+2 модуля
Модуль транспортного моделирования и планирования
Модуль оценки эффективности ИТС
Модуль информирования участников ДД
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИТС НА БАЗЕ ЕПУТС «ТРАНСФЛОУ» В 2022 (В СООТВЕТСТВИИ С РАСПОРЯЖЕНИЕМ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 21 МАРТА 2022 Г. № АК-74-Р)
Запущена ЕДИНАЯ ПЛАТФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРНОЙ СИСТЕМОЙ — отечественная модульная платформа, состоящая из 5-ти модулей, в которую интегрированы следующие 4 информационные системы:
Произведена модернизация подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков, в части расширения функционала и выполнены работы по интеграции в ЕПУТС «Трансфлоу» детекторов транспорта:
+
105 детекторов с функцией распознавания ГРЗ (всего 518 с момента начала проекта) размещены на 35-ти перекрестках Пермской городской агломерации.
Модуль внутренних и внешних сервисов
Управление интеграционными возможностями ИП ИТС, включая: внутренний API для взаимодействия модулей платформы, уровень сопряжения с инструментальными подсистемами ИТС, внешними сервисами и информационными системами
Модуль «Цифровой двойник»
Управление пространственно-атрибутивной информацией об объектах дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуре
Учет и паспортизация объектов дорожного хозяйства
Визуализация текущего состояния ТЭСАД
Интерактивное взаимодействие с ТСОДД
ГИС
Обеспечение хранения и анализа пространственных данных и геометрических измерений пространственных данных и данных из модулей платформы
Разработка интерактивных карт и схем
Обеспечение хранения и работы с ортофотопланами и результатами ДЗЗ
ГИС интеграция с внешними инструментальными системами для визуализации пространственных данных
Предоставление модулям ИТС унифицированных инструментов для работы с пространственной информацией
Модуль управления дорожными работами
Цифровизация дорожной деятельности
Консолидация данных по дорожным работам для минимизации негативных эффектов на транспортные потоки
Обеспечение скоординированного взаимодействия участников дорожной деятельности на всех этапах выполнения мероприятий
Модуль электронного КСОДД
Централизованное ведение учета элементов КСОДД, графов автомобильных и пешеходных дорог, дорожной разметки, дорожных знаков и других элементов КСОДД
Обеспечение модулей и подсистем ИТС данными об элементах КСОДД
Оценка разработанных вариантов КСОДД на основе данных, полученных при фиксации транспортных потоков
Упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств, пешеходов и других участников движения на улично-дорожной сети (УДС)
Модуль координированного управления дорожным движением
Применение планов координированного и адаптивного управления транспортными потоками посредством автоматизированных ТСОДД на основе анализа о текущей дорожно-транспортной ситуации
Предоставление данных о текущих планах координации смежным модулям, подсистемам ИТС и внешними системам
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИТС НА БАЗЕ ЕПУТС «ТРАНСФЛОУ» В 2022 (В СООТВЕТСТВИИ С РАСПОРЯЖЕНИЕМ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 21 МАРТА 2022 Г. № АК-74-Р)
ЗАПУСК НОВЫХ МОДУЛЕЙ:
Модуль управления движением общественного транспорта — координированное управление всеми подсистемами, обеспечивающими работу пассажирского транспорта общего пользования
Модуль управления ИТС для ЧС и ВС — контроль за складывающейся дорожно-транспортной обстановкой с автоматизированным выявлением и обработкой инцидентов
Модуль конфигурации парковочного пространства — оптимизация парковочного пространства, с учетом целесообразности размещения парковок в городской агломерации
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ:
Система учета пассажиропотока
Система оплаты проезда ПТОП
Система весогабаритного контроля
Система парковочного пространства
ИНТЕГРАЦИЯ В ИП ИТС «ТРАНСФЛОУ» ДЕТЕКТОРОВ ТРАНСПОРТА:
+
172 детектора с функцией распознавания ГРЗ
+
162 детектора с определением разъездов на перекрестке с помощью искусственного интеллекта (компьютерное зрение)
+
4 существующие видеокамеры подключены к компьютерному зрению
КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА
ТРАНСПОРТНЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПОТОКИ
672
Фиксаций проездов ТС / сек в пике
385К
Фиксаций ТС / час
3,5М
Точных корреспонденций ТС в сутки
500К
Пассажирских корресп. / сутки (г. Пермь)
33.78
КМ/Ч средняя скорость всех ТС (на 9-30 утра четверг)
ПЕРЕФЕРИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИТС (ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
908
Камер видеонаблюдения
35
Физических АДМС
84
Виртуальных АСМО
675
Активных ДТ
229
Реконструкция ДТ
221
СО подключеных
427
Всего СО в ПГА
ЦИФРОВОЙ БАНК ОДХ
7752
Автомобильных дорог
13К
Искусственных сооружений Элементов обустройства
МАРШРУТИЗИРУЕМЫЙ ТРАНСПОРТ
1765
ПТОП (ПГПТ)
592
Дорожная техника
МАРШРУТИЗИРУЕМЫЙ ТРАНСПОРТ
99,2%
Выполненных цифровых заданий по содержанию региональных АД
ПЛАНЫ 2024 — 2025
ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ — ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В РЕЖИМ СЦЕНАРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИТС НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МОДЕЛИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ И МАСШТАБИРОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ, ИНТЕГРАЦИЯ ПОДСИСТЕМ И ПЕРИФЕРИЙНЫХ УСТРОЙСТВ К КОНЦУ 2025 ГОДА:
Создание модуля эффективности ИТС, позволяющего готовить аналитические отчеты, включая картографические по ключевым показателям эффективности
Запуск модуля централизованного информирования участников дорожного движения
Создание модуля транспортного прогнозирования и моделирования, позволит проводить моделирование параметров транспортных и пешеходных потоков, соответствующих движению в реальных условиях на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети
Подключение дополнительных детекторов на 48 ед. (итого 904 с момента начала проекта)
Подключение дополнительной сети информационных табло на 22 ед. Увеличение количества светофорных объектов в АСУДД на 8 ед.
Ведутся подготовительные мероприятия к переходу ИТС Пермской городской агломерации на 3 уровень зрелости
ОБЩИЙ ЭФФЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ИТС ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА БАЗЕ ИП ИТС «ТРАНСФЛОУ»
УЖЕ СЕЙЧАС
Транспортное обслуживание населения
Управление дорожным движением
Управление дорожной деятельностью
Управление парковочным пространством
Управление парковочным пространством
В настоящее время КГБУ «УАДиТ» отказался от ранее используемого ПО, теперь контроль за работой подрядчиков по содержанию дорог, а также процессы управления дорожной деятельностью осуществляются в платформе ИП ИТС (ЕПУТС) ПГА.
Расширение зоны покрытия улично-дорожной сети детекторами транспорта на 63%, и видеокамерами на 42% обеспечили возможность управления 110 светофорными объектами на основании оперативных данных о дорожной обстановке, а применение технологий искусственного интеллекта (в том числе компьютерного зрения) до 40% повысило точность построения транспортных моделей, которые являются инструментом принятия решений по организации ОДД.
ПГА получила возможность интегрировать в ИТС технические средства организации дорожного движения различных вендоров, что позволяет краю внедрять более выгодные с экономической точки зрения решения.
ИП ИТС ПГА позволяет централизованно в одном рабочем окне диспетчерам ЦБДД, ПДДД, УАДиТ, сотрудникам МВД, ГИБДД следить за операционной картиной улично-дорожной сети, следовательно повышается уровень исполнительской дисциплины искорость реагирования на инциденты.
Применение технологий искусственного интеллекта (адаптивное управление светофорными объектами) на 3-х перекрестках по а/д Пермь — Усть-Качка, позволило сократить транспортные задержки по времени до 60% в зависимости от перекрестка, а также уменьшить количество ожидающих транспортных средств от 17% до 47%. Дополнительно на 1,5% повысить показатель федерального проекта (подключение дополнительных светофорных объектов к АСУДД).
1;Средняя скорость движения ТС, км/ч;36;38 (+2);39 (+3)
2;Средняя задержка ТС, час/авт. в сутки;1,5;1,3 (-0,2);1,1 (-0,4)
3;Средняя время в пути, ч;0,66;0,63 (-0,03);0,6(-0,06)
4;Уровень обслуживания движения;D;C (+);C ( )
5;Уровень загрузки дороги движением;0,69;0,63 (-0,06);0,57 (-0,16)
6;Коэффициент скорости;0,55;0,6 (+0,5);0,65 (+0,55)
7;Коэффициент насыщения движением;0,61;0,45 (-0,16);0,32 (-0,29)
ЭФФЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ИТС ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА БАЗЕ ИП ИТС «ТРАНСФЛОУ»
ПЕРСПЕКТИВА
Планируется расширение зоны покрытия детекторами транспорта на 23%, видеокамерами — на 13%, следовательно увеличится количество светофорных объектов, управление которыми будет реализовано на основании оперативных данных о дорожной обстановке, а также с целью достижения показателей федерального проекта.
Создание модуля эффективности ИТС позволит в онлайн формате получать руководящему сегменту актуальную информацию о результатах и эффектах внедрения ИТС в регионе, а также упростит отчетность по реализации проекта перед федеральными органами.
Планируется подключить к системе службы, отвечающие за содержание автомобильных дорог в муниципалитетах.
Установка 22 динамических информационных табло и подключение их к ИТС ПГА позволит оперативно информировать участников движения о дорожной обстановке, тем самым повышая безопасность дорожного движения.
Развитие модуля управления движением общественного транспорта (синергия ЕПУТС – РНИС – Системы оплаты проезда ПТОП – Системы учета пассажиропотоков) позволит повысить качество предоставления услуг пассажирам, обеспечит эффективное распределение ресурсов автобусного парка, тем самым сократит задержки пользователей общественного транспорта.
ЭФФЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ИТС ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА БАЗЕ ИП ИТС «ТРАНСФЛОУ»
В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЭФФЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ИТС ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА БАЗЕ ИП ИТС «ТРАНСФЛОУ»